… Кстати - сатира может быть смешной, но не всё, что смешно, - сатира.

     Комедия базируется на необоснованных чувствах и отношениях.

Хохот, вызываемый ею, - это отторжение, радость распознания ошибки.

     Представьте себе, например, элегантно накрытый стол – тончайший фарфор, блеск серебра и хрусталя, горящие свечи… Плохо только одно.

На тарелке у героя лежит старый башмак. Герой отрезает кусочек, накалывает на вилку, старательно пережёвывает, промокает уголок рта снежно-белой салфеткой и сердечно улыбается соседу по столу, прежде чем взять ещё кусочек.

     Разыгранная таким великим актёром и клоуном, как Чарли Чаплин, эта сцена была бы смешной. Но смешон не башмак. Смешон гость, а точнее – его отношение к происходящему. Попытка не просто съесть башмак, а сделать это по-светски делает всю сцену ещё более нелепой. Отсюда и смех.

     Но сатира ли это?

     Чтобы ответить на этот вопрос, следует выяснить, высмеивается тут что-нибудь. Разница между комедией и сатирой в том, что сатира – это карикатура, преувеличение реальных черт; то самое подчас делают художники с лицами политиков, а имперсонаторы – с голосами и манерами, так что их подчас обвиняют в том, что они больше похожи на своих жертв, чем те сами.

Талант и тех и других заключается в поиске характерных черт и вынесении их на передний план. Когда выделение характерного становится преувеличением, на сцену выходит сатира – стиль, намеренно отходящий от реализма.

     Хотя сатиру часто смешивают с комедией – а сатира бывает очень смешной, - для неё характерно, прежде всего, обличение каких-то черт или деталей. А от критики сатиру отличает обёртка нелепости – как горькую пилюлю покрывают сахаром, так стрелы сатиры смягчаются юмором. Но и в этом случае сатира не смеётся – она высмеивает и насмехается.

     Сатира (как и её дальние родичи, каламбур и остроумие) требует определённой подготовки. Шутку надо уметь найти. Чувство юмора основано на наблюдательности. Человек, воспринимающий слова буквально, не поймёт шутки, особенно основанной на игре слов – до него «не доходит». Недаром говорится, что чувство юмора человека отражает его интеллект и образование. «Скотский двор» Джорджа Оруэлла (1945) покажется намного смешнее человеку, знакомому с тем, что такое коммунизм (если он только сам не коммунист). Но мишени сатиры обычно не смеются. До них по каким-то загадочным причинам «не доходит». Впрочем, сатира пишется не для них, а для окружающих – чтобы те увидели, что, как в известной сказке, «король-то голый».

     Потому-то и смешна сатира…

 

 

Л. Рон Хаббард

Отрывок из статьи «Сатира и Научная фантастика»

Из вступления к сатирическому роману «Миссия Земля»

 



Hosted by uCoz